Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе
взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок
склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда
умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы
закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители
должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим
людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем
людям.
Одной из важных
задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения,
формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном
возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной
игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно
выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.
Что же такое
«Вежливость»?
Вежливость – это
нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно
понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти
компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается
выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что
вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй,
согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей
настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но, не имея
навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.
Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей
правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими
поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с
приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и
они будут огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же
можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых
дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее
особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от
крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с
окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы
вежливости.
Как же это
происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя,
как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как
глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в
семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это
демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Памятка для
родителей.
« Как помочь
ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте
вежливые слова сами в тех ситуациях, где они
необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых
сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте
просьбы ребёнка, например ,«дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите
первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите
обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого
увидел в этот день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!
Памятка для
родителей.
«Как научить
ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее
договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш,
например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните
то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда
закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он
хочет Вам сказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты
перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так
делают» и т. д.
2. Научите вежливым способам прерывания
разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» —
может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка и не
прерывайте чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок,
тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем
ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий