Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться
с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность
ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую
очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А
что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу?
Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая
осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже
настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в
сложной ситуации.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют
поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе
развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и
установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем
пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не
подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки,
обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их
достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение,
что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может
взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить
детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из
отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам,
просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов,
интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих
действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время,
когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом
присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться
самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на
предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек.
Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и
безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к
самостоятельным действиям.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться
чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем
случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут
страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых
речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести
себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться
пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению
пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого
в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть
номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов,
заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии,
что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по
лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате,
следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому
можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время
пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики
пожарной безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий