Интеллектуальное развитие- умение читать, писать, сообразительность, - конечно, важный показатель готовности ребенка к школе. Но как обстоит дело с другими особенностями ребенка, на которые не всегда обращают внимание родители, да и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, не готов еще достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. А тогда и интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.
При
принятии решения о возрасте начала школьной жизни необходимо опираться на ряд
критериев готовности к школе. А именно:
Умение регулировать свое поведение и эмоции
Поведение
будущего первоклассника должно быть произвольным, ребенок должен уметь
управлять собой, усидеть на уроке 30-40 минут и при этом внимательно слушать
учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме
того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях
неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции
и чувства.
Умение общаться со
сверстниками и взрослыми людьми
В
школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед
всем классом. Поэтому, когда необходимо рассказать у доски стихотворение или
решить задачку, важно, чтобы ребенок мог говорить так, чтобы его слышали
другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед
классом. Так как школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового,
не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать
усилия, терпеливо добиваться результата, важно, чтобы первоклассник не боялся
проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, доводил начатое до конца,
а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает
и умеет делать хорошо, что у него получается; а также о том, что пока ему
дается трудно и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность
самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также
от понимания своих слабых сторон и недостатков и способности их учитывать.
Интеллектуальная готовность
Желание ребенка идти в школу
Это
условие является одним из самых важных и значимых. Поступление в первый класс —
это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются
новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и
необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям.
Поэтому психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту
поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника».
Это можно рассматривать как понимание и принятие на себя роли ученика. Ведь
когда у ребенка есть желание идти в школу и ему интересно учиться, это помогает
ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Школьная жизнь требует
усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется
делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя.
Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он
обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны
взрослых.
Конечно
же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, —
это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определяет
успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный
подход.
Важно
учитывать как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком
(родителей, родных, няни, руководителей кружков, спортивных секций), так и
взгляды специалистов (учителей-логопедов, психологов, педагогов,
невропатологов, воспитателей).
Только
взвесив все «за» и «против», можно принять правильное для ребенка решение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий