Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
"Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев..."
В.А. Сухомлинский
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи
приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из
самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция
на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения
связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными
инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо
своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень
речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся
уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная
литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с
детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает
нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а,
конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как
известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с
общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это, прежде всего инструмент
общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом,
развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения
выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем
более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в
школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития
речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В
дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались
тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая,
как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с
жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой
развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала
развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё
последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от
степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную
закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение.
Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в
объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий,
пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено,
а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок
головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с
двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной
проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий