четверг, 19 ноября 2020 г.

«Научить ребенка правильно говорить –это подарок ему на всю жизнь»

 Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотек. Дома ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. (Такие выводы сделали мы по результатам многолетних наблюдений в рамках своей профессиональной деятельности). Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад, считая, что занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы, так как, в детском саду проводятся всего два речевых занятия в неделю. В группах раннего возраста по 15 мин, а в старших группах до 25 мин по длительности. А это так мало для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей… Учитывая то, что за короткое время, пока длится занятие, педагог одновременно работает с 15-20 детишками, они  в состоянии обеспечить эффективную, индивидуальную работу с каждым ребенком, а лишь в целом оценивает ситуацию: достаточно ли у детей развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство) и т.д. Конечно, развитие речи ребенка происходит не только на занятиях, но и в течении всего дня в совместной деятельности педагога с детьми, при общении со сверстниками и конечно, с самыми близкими для ребенка людьми – родителями. То, что в этом процессе примером для детей должна быть речь взрослых – это факт. Но не всегда такой пример является положительным, на что указывают типичные проблемы развития речи дошкольников: - односложная, состоящая из простых предложений речь; - недостаточный словарный запас; - замусоривание речи сленговыми словами; - неспособность построить монолог; - отсутствие навыков культуры речи, дикции и т.д. Как видите, нам вместе есть над чем работать. И конечно, мы не должны забывать о том, что овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. А в целом всей его дальнейшей жизни.



Комментариев нет:

Отправить комментарий