воскресенье, 12 ноября 2023 г.

12.11.23 История праздника в мире "День мамы"

Традиция празднования Дня матери, по некоторым источникам, берёт начало ещё в женских мистериях Древнего Рима, предназначенных для почитания Великой матери - богини, матери всех богов. У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом, в честь которого совершались торжественные церемонии. У греков это была Рхея, Гера, Кибела, у римлян - Юнона, у кельтов - Маню, у германцев - Фригг, Фрейа.

В Англии с XV в. отмечалось так называемое Материнское воскресенье - четвёртое воскресенье Великого поста, посвящённое чествованию матерей по всей стране.

В США в 1914 г. президент США Вудро Вильсон официально объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. Второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны, а ещё более 30 стран отмечают праздник в другие дни.

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании указа Президента РФ Б.Н. Ельцина.

Инициатива учреждения Дня матери принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. В отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только матери, а не все представительницы слабого пола. В этот день по традиции поздравляют матерей, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам.

Новый праздник - День матери - постепенно приживается в России. Он празднуется уже 10 лет, воздавая должное материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага детей.

Традиции празднования.

В разных странах День матери отмечается в разное время года, но одно остаётся неизменным - слова благодарности и подарки маме.

В Австрии, Венгрии самым распространённым подарком в День матери являются цветы, а также подарки, сделанные своими руками.

В США стало традицией дарить в этот день матерям яркую гвоздику. Всем сыновьям, независимо от их отношений с родителями, надлежит навестить маму и преподнести ей символический подарок.

На Украине этот день отмечают с 1929 г. Особо популярен этот праздник на Западной Украине: организовываются праздничные вечера, выставки, концерты, развлечения.

В Мексике этот день считается данью уважения и любви к женщине. С утра улицы Мехико оглашаются серенадами «марьячи» и какофонией уличных оркестров, которые по приглашению детей исполняют под материнскими окнами любимые ими песни и мелодии.

Интересно отмечают День матери в Англии. Традиционно на праздник подавался Shrewsbury simne! - торт, украшенный 12 шариками марципана. Традиция 12 шариков началась ещё в дохристианские времена; они символизируют 12 знаков зодиака. В настоящее время на День матери принято печь торты и кексы, дарить маме шоколад и цветы.

В Германии главный подарок - это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и будем вам благодарны за всё».

В Китае воздаётся должное труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей. В некоторых городах (например, в Шанхае) взрослые дети устраивают для мам утренники с постановками, накрывают стол с обильным угощением для всех присутствующих.

В России сложилась традиция чествования в этот день многодетных матерей. Первые лица республик, городов, главы округов, президент страны устраивают официальные приёмы в честь многодетных матерей. Самым достойным мамам вручают орден «Материнская слава». По телевидению и радио транслируются передачи, концертные программы, посвящённые мамам.

В школах и детских садах дети проводят концерты, готовят выставки рисунков о маме, делают сувениры своими руками, стенгазеты и фотогазеты о мамах. И конечно, мам ждут поздравления в семейном кругу: чаепитие, сюрпризы, подарки.

Награды матерям

В День матери многодетным мамам вручаются правительственные награды. Одна из них - орден «Материнская слава». Он бывает I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень.

Орденом «Материнская слава» I степени награждаются матери, родившие и воспитавшие девять детей.

Орденом «Материнская слава» II степени награждаются матери, родившие и воспитавшие восемь детей.

Орденом «Материнская слава» III степени награждаются матери, родившие и воспитавшие семь детей.

Матерям, родившим и воспитавшим десять детей, присваивается высшая степень отличия - звание «Мать-героиня».



воскресенье, 5 ноября 2023 г.

05.11.23 "ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ"

 · О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются нечестностью.

· Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах (в т. ч. личной жизни) можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать определенной информацией, но её объем зависит от возраста ребенка, т. е. родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родители могут составить перечень проблем, в курсе которых им необходимо быть, например:

– кто друзья ребенка, каково их поведение;

– какие телепередачи смотрит ребенок;

– как ребенок ведет себя в  детском саду.

Сферы, в которые родители не вторгаются:

– личная корреспонденция;

– телефонные разговоры;

– детская комната.

· Еще один совет: создать отношения, полностью построенные на доверии (такие отношения зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и, если родители  постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, то ребенку незачем будет врать).

· Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок пострадает от последствий утраты доверия.

Формула доверия для родителей:

«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

 

Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой

 

· Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

· Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднамеренно?

· А если преднамеренно, то почему?

· В чем виноваты Вы?

· У Вас завышенные требования к ребенку или он Вам лишь только подражает?

· Не спровоцировали сами Вы обман соблазнами или вопросами-ловушками?

· Кто пострадал от лжи: Вы, Ваш ребенок или посторонний?

· Не чувствует ли Ваш малыш себя отверженным в семье?

· Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

· Не занижаете ли вы его самооценку?

· Не опекаете ли Вы излишне малыша?

· Не копирует ли он Вас, являясь неожиданным свидетелям того, как Вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?

· Не вызываете ли Вы в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»?

Как только Вам покажется, что Вы нашли возможную причину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку.

Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, значит – честный и больше не обманет никого.

· Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте  его это делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.

· Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет: лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.

· Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка.

 

Если ложь заслуживает наказания…

 

         Бенжамен Спок писал: «Я не отстаиваю необходимость физических наказаний, но, по-моему, отшлепать ребенка – это менее болезненно для него, чем длительное, суровое осуждение». Что касается лжи, то общепризнано: ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их.

· Избегайте применять физическое наказание.

· Отделяйте наказание за ложь (попытку скрыть поступок) от наказания за проступок, скрываемый ложью.

· Подчеркивайте, какое значение может иметь поступок ребенка для окружающих.

· Наказание должно быть соразмерно поступку.

· Если после многократных поучений и наказаний ребенок продолжает врать, в этом случае нужна консультация специалиста.

            · Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи, дал оценку собственному поступку.



среда, 1 ноября 2023 г.

01.11.23 "10 правил изменения проблемного поведения ребенка"

 

1. Установите контакт с ребенком. Самообладание. Спокойствие. Такт.

2. Проясните Ваши тревоги. Не стройте предположений. Кратко опишите проблему, почему Вас это тревожит и какого поведения Вы от него ожидаете.

3. Пообещайте друг другу решить проблему вместе.

В идеале, Вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха.

4. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать.

5. Исправляйте проблемное поведение, как только оно проявляется.

6. Постоянно проверяйте успехи своего ребенка на протяжении поэтапного изменения.

7. Сообщите ребенку об установлении штрафных санкций. Они должны быть взвешенными, соответствовать возрасту ребенка и проступку, о них следует объявить заранее.

8. Применяйте штрафные санкции в случае продолжающегося проблемного поведения. Будьте последовательны!

9. Поощряйте попытки Вашего ребенка вести себя хорошо.

10. Поздравляйте Вашего ребенка с успехом каждый раз, когда видите положительный результат. 

Всего Вам доброго!




среда, 11 октября 2023 г.

11.10.23 Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста.

 Дежурстваэто одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Задачи дежурства:

- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя

- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.

- На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку

 

 Роль ребенка: помощник взрослого.

Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.

Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем  старше дети, тем более длительным может быть дежурство.

При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей:

Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

         Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.

Вторая младшая группа

         Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку), вымыв руки с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально - положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.




воскресенье, 8 октября 2023 г.

08.10.23 «Лучшие книги для детей 3–4 лет»

 Список книг для чтения в 3 года — вещь неоднозначная и субъективная. Какие-то дети в 3 года увлекаются рассказами Носова и Драгунского, многие еще только начинают проникаться волшебством чтения с мамой и «уважают» Чуковского, короткие рассказы Сутеева и книжки-картинки с полноразворотными иллюстрациями и двумя строчками текста.

В 3 года еще не столь важно что читать и не обязательно восхищаться классикой. Главное — читать с удовольствием, понимать прочитанное, обсуждать полученную информацию с мамой.

Выявляя все-таки общую тенденцию изменения литературных интересов в 3 года, нужно отметить, что лучшие книги для чтения для детей в 3 года должны быть:

наглядно и красиво (затейливо, но не чересчур) иллюстрированы;

излагать понятные ребенку ситуации. Уже не простейшие бытовые, как в 1-2 года, а чуть более захватывающие приключения, но все же не «кругосветное путешествие за 80 дней»; короткими. То есть такими, чтобы одолеть «за один присест», а не растягивать на 2-3 дня.

В наше время в книжных магазинах представлен огромный ассортимент детских книг для детей 3-4 лет, но это, зачастую, только затрудняет родителям выбор. Так много книг в красивой и яркой обложке, одно и то же произведение печатается во многих вариантах, столько разных историй - неудивительно что голова идет кругом! С учетом того, что у современных родителей, чаще всего не так много времени для чтения детям, при выборе книг стоит руководствоваться следующими принципами:

Во-первых, обращайте внимание на классические детские литературные произведения, неподвластные времени. Среди детских книг для детей 3-4 лет есть множество настоящих шедевров, которые написаны признанными классиками детской литературы, которые уже прочитало ни одно поколение детей и которые не теряют актуальности со временем.

Во-вторых, кроме проверенных временем детских произведений, стоит также обращать внимание на книги современных детских авторов. Выбирая современные произведения, останавливайте свой выбор на тех, которые несут детям важные воспитательные идеи - учат добру, честности, чувству долга, справедливости и так далее.

Ниже вы найдете подборку сказок, стихов, рассказов и сказочных повестей для детей 3-4 лет, в которую вошли произведения как классических, так и современных авторов. Их прочтение обязательно доставит ребенку удовольствие и принесет пользу.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ЛЕТ

В 3-4 года сказки по-прежнему играют важнейшую роль в развитии ребенка. Если вашему ребенку уже исполнилось 3 года - самое время перейти от коротких сказок с простым сюжетом к более сложным сказочным историям, где есть место волшебству, а добро всегда побеждает зло. Как правило, родители 3-4-летних детей отдают предпочтение русским народным сказкам, но не стоит забывать и о замечательных сказках народов мира, на которых выросло уже не одно поколение детишек. 3-4 года - отличный возраст для расширения кругозора и знакомства ребенка с другими странами, народами и культурами, и народные сказки - отличный способ сделать это!

Русские народные сказки:

• Царевна-лягушка

• Василиса Прекрасная

• По щучьему веленью

• Марья Моревна

• Молодильные яблоки

• Сивка-Бурка

• Финист-Ясный сокол

• Белая уточка

• Иван-царевич и Серый волк

• Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказки народов мира

• Рукавичка (украинская народная сказка)

• Коза-дереза (украинская народная сказка)

• Два жадных медвежонка (венгерская народная сказка)

• Упрямые козы (узбекская народная сказка)

• У солнышка в гостях (словацкая народная сказка)

• Лиса-нянька (финская народная сказка)

• Храбрец-молодец (болгарская народная сказка)

• Пых (белорусская народная сказка)

• Лесной мишка и проказница мышка (латышская народная сказка)

• Петух и лиса (шотландская народная сказка)

• Мышь, сверчок и кот (албанская народная сказка)

• Кузнец и гномы (голландская народная сказка)

• Феи с алмазных гор (корейская народная сказка)

• Почему собаки не любят кошек (китайская народная сказка)

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ЛЕТ

Начиная с трех лет уже можно приступать к более серьезному, осмысленному чтению и постепенно знакомить малыша с творчеством выдающихся детских писателей. Сказки развивают мышление ребенка, фантазию, воображение, и расширяют детский словарный запас. Отобрать авторские сказки для чтения трехлетним детям не так просто, как может показаться на первый взгляд. И, если с русскими авторскими сказками все более или менее понятно, то список детских сказок, написанных зарубежными авторами, просто огромен, поэтому, при составлении списка зарубежных сказок для детей 3-4 лет мы старались отобрать самые интересные и запоминающиеся, те, которые не теряют своей актуальности с течением времени, интересны детям вне времени и страны, где они живут и, поэтому, переведены на десятки языков. Читая произведения Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм, удивляешься, как можно так писать сказки, что почти все они до сих пор актуальны и рассказываются уже многие десятки лет.

Сказки русских писателей для детей 3-4 лет

• Александрова Г. - Домовенок Кузя

• Гаршин В. -Лягушка-путешественница

• Ершов П. - Конек-Горбунок

• Журавлева Е. - Фунтик

• Иванов А. - Приключение Хомы и Суслика

• Катаев В. - Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик

• Козлов С. Ежик в тумане. Трям, здравствуй.

• Курляндский А. - Приключения блудного попугая

• Лебедева Г. - Как Маша поссорилась с подушкой. Приключения огуречной лошадки

• Румянцева И. Про маленького поросенка Плюха

• Мамин-Сибиряк Д. - Серая Шейка. Аленушкины сказки.

• Маршак С. Кошкин дом. Усатый-полосатый. Сказка о глупом мышонке.

• Одоевский Ф. - Мороз Иванович

• Остер Г. 38 попугаев, Котенок по имени Гав

• Пантелеев Л. - Две лягушки

• Пастернак Е. Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире

• Пляцковский М. - Дневник кузнечика Кузи

• Пушкин А. - Сказка о золотой рыбке

• Толстой Л. - Как мужик гусей делил

• Усачев А. Лунные кошки, Оранжевый верблюд

• Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Дедя Федор, пес и кот. Каникулы в Простоквашино. Зима в Простоквашино. Про Веру и Анфису.

• Цыферов Г. -Паровозик из Ромашково, Как Лягушонок искал папу, Маленький великанчик, Про слонёнка и медвежонка, Пароходик

• Чарская Л. Сказки голубой феи

Сказки зарубежных писателей для детей 3-4 лет

• Андерсен Г. X. - Дикие лебеди, Гадкий утенок, Дюймовочка, Принцесса на горошине. Несмотря на то, что в списках сказок для детей 3-4 лет часто фигурируют и другие сказки Андерсена - Огниво, Стойкий оловянный солдатик, Русалочка, Снежная королева - детям 3-4 лет они могут оказаться слишком сложными для восприятия или даже пугающими, поэтому, знакомство с полными версиями этих сказок лучше отложить, пока ребенку не исполнится 5-6 лет. А если не терпится познакомить ребенка с любимыми зарубежными сказками, можно прочитать адаптированные для 3-4 лет варианты, которые печатаются в сокращенном варианте в сборниках зарубежных сказок.

• Балинт А. - гном Гномыч и Изюмка, На острове стрекоз

• Братья Гримм - Бременские музыканты, Горшочек каши, Белоснежка и семь гномов, Белоснежка и Краснозорька

• Гауф В. - Карлик Нос, Маленький Мук

• Дональдсон Д. - Груффало

• Жутауте Л. - Тося-Бося и гном Чистюля

• Линдгрен А. - Принцесса, которая не хотела играть в куклы

• Муур Л. - Крошка Енот

• Перро Ш. - Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка, Спящая красавица, Мальчик-с-пальчик

• Прейсен А. - Про козленка, который умел считать до десяти

• Поттер Б. - Ухти-Тухти

• Смолман С. - Утиная каша

• Тайц Я. - Дед Мороз

• Топелиус С. - Зимняя сказка

• Юрье Ж. - Жили-были кролики

• Янчарский Ч. -Приключения Мишки-Ушастика

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

В возрасте 3-4 лет стихотворные произведения играют важную роль в развитии ребенка - настраивают на общение, учат малышей самостоятельности, вежливости, дружбе, честности. Рифмованные слова быстро и надолго врезаются в память, а значит, ребенок лучше усваивает как правильно произносить слова - запоминает правильные окончания и учится делать правильные ударения в словах. Это особенно актуально для детей, живущих в США и других зарубежных странах и находящихся в отрыве от русской культуры. Кроме того, разучивание стихов тренирует память ребенка. Выбирая стихотворные произведения для детей 3-4 лет, ищите простые и понятные детям стихи, про таких же детей как они сами и знакомые им жизненные ситуации. Ниже - подборка стихотворений отечественных и зарубежных детских поэтов, которые обязательно понравятся 3-4 летним детям.

Детские стихотворения русских авторов:

o Барто А. Циклы стихотворений: Веревочка, Машенька, Мы с Тамарой, Любочка, Фонарик

o Воронкова Л. - Маша-растеряша

o Заходер Б. Мохнатая азбука, Ванька-Встанька

o Маршак С. - Вот какой рассеянный. Усатый-полосатый, Веселый счет до десяти, Сказка о глупом мышонке, Что такое перед нами, Умные вещи, Почта, Дама сдавала в багаж, Цирк, Переводы детских английских песенок

o Маяковский В. - Что ни страница, то слон, то львица, Что такое хорошо и что такое плохо?

o Михалков С. - Дядя Степа, Услужливый заяц, Щенок, Прививка

o Пивоварова И. - Однажды, Ученый жучок, Неразбериха, Жила-была собака, Овечки на крылечке, Улитка, Стихи про лошадку

o Пляцковский М. - Улыбка, Настоящий друг

o Токмакова И. - Дождик, В чудной стране, Котята, Сонный слон

o Усачев А. - Нестриженый Федот, Баллада о конфете, Улитка, Божья коровка, Паповоз, Леталка, Гном и Звезда, Восьмая нота МУ

o Успенский Э. - Берегите игрушки, Загадка про конфеты, Матрешки, О врачах, Природа, Рыболов, Переводные картинки, Песенка о рисовании, Разгром, Если был бы я девчонкой, Что у мальчиков в карманах, Рыжий

Детские стихотворения зарубежных авторов

o Алечкович М. - Цирк

o Бжехва Я. - Дырки в сыре

o Боскэ А. - Вопросы и ответы, Ты грустишь

o Брехт Б. - Зимний разговор через форточку

o Габэ Д. Бабушкины сказки

o Герфорд О. - Гном и Мышь

o Грейвз Р. Короли и королевы

o Деснос Р. - Кузнечик, Черепаха

o Майер М. - Ложись-ка спать!

o Несбит К. Мой завтрак

o Нэш О. - Микроб

o Прейсн А. - Веселый новый год

o Силверстейн Ш. - Если я был бы., Жираф ростом со шкаф, Случай с бегемотом, Летучий мышонок

o Смит У. - Зебры

o Уолтер Де Ла Мар - Увы, Джемина

o Чиарди Дж. - О том, кто жил в маленьком доме

o Хармс Д. - Удивительная кошка, Врун, Кораблик

Безусловно, найти современные издания стихотворений зарубежных поэтов намного сложнее, чем русских, но все они точно есть на тематических сайтах. Отличный повод потренировать память - выучив самые полюбившиеся наизусть вы сможете рассказывать их ребенку утром, на прогулке, в автомобиле или автобусе.

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Рассказы для детей 3-4 лет должны быть не слишком длинными, но при этом содержательными. Лучше всего выбирать сюжеты и ситуации, знакомые детям, где главные герои - такие же мальчишки и девчонки как они. Отлично в возрасте 3-4 дет у детей идут рассказы о домашних и диких животных. В нашей подборке - самые интересные рассказы для детей 3-4 лет, которые несут в себе важные воспитательные идеи - учат аккуратности и порядку, трудолюбию, смелости, честности, уважению к старшим.

Детские рассказы русских писателей

o Барков А. - Про рыжего плута Ваську

o Бианки В. - Непонятный зверь, Снежная книга, Как муха медведя от смерти спасла, Мышонок Пик, Как Муравьишка домой спешил, Лесные домишки

o Георгиев С. - Как Санька стал большим

o Заходер Б. - О чем индюк думал

o Зощенко М. - Леля и Минька

o Кузьмин Л. - Дом с колокольчиком

o Носов Н. - Живая шляпа, Бобик в гостях у Барбоса, Мишкина каша, Заплатка, Карасик

o Осеева В. - Волшебное слово

o Паустовский К. -Кот-ворюга

o Пляцковский М. -Солнышко на память, Помощник, Как щенок Тявка учился кукарекать

o Сахарнов С. - Почему у кита большой рот

o Сладков Н. - Воробьишкина весна, Бежал ежик по дорожке, Лесные сказки, Отчего у лисицы длинный хвост?

o Толстой Л. - Лев и собачка, Слон

o Усачев А. - Умная собачка Соня

o Цыферов Г. - Жил на свете слоненок, Дневник медвежонка, Как лягушонок искал папу, Медвежонок и ослик

o Чаплина В. - Как заяц в лесу живет

• Детские рассказы зарубежных писателей

o Биссет Д. - Все кувырком

o Блайтон Э. - Знаменитый утенок Тим

o Керр Д. - Мяули

o Клинтинг Л. - Серия про бобра Кастора

o Киплинг Р. -Слоненок, Рикки-Тикки-Тави

o Лобе М. - "Вперед!" - сказала кошка

o Лобел А. - Пуговица, Воздушный змей, Филин дома

o Пинфолд Л. - Черный пес

o Рэй Х. - Любопытный Джордж

o Юхансон Г. - Серии про Мулле Мека



вторник, 3 октября 2023 г.

03.10.23 "Кризис трех лет"

 Кризис трех лет – переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

Общие сведения

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик, постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.

Причины кризиса трех лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека. Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.


воскресенье, 1 октября 2023 г.

01.10.23 "Игры с детьми в период адаптации"

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.


Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения


 «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).